Расцвел у меня внутри почки цветочек каменный... да не простой, а здоровенный, аж 17мм в диаметре. Сам такой не вышел бы ну никак, поэтому пришлось мне ложиться в урологический стационар для того, чтобы извлечь сей самоцвет из глубин моего богатого внутреннего мира. А поскольку ложилась я планово, то есть не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой, то сначала поискала в интернете статьи о том, чего следует от этого дела ожидать и к чему готовиться.
Мне не хватило.
Поэтому после выписки я решила описать, как оно бывает.
Предупреждение 1: автор сего не имеет отношения к медицине или профильного образования - эта статья не претендует на научность. Она субъективна, написана по личным впечатлениям и предназначена для обмена опытом от пациента к пациенту.
Предупреждение 2: под катом скрыты подробные описания некоторых физиологических процессов и медицинских процедур, которые могут произвести неприятное впечатление.
Для начала:
что имеет смысл взять с собой при плановой госпитализации в урологический стационарчто имеет смысл взять с собой при плановой госпитализации в урологический стационар, помимо обычного для любой больницы набора из смены одежды, посуды и прочих мыльно-рыльных принадлежностей:
1. таблетки ношпы (дротаверина).
Ношпа - это спазмолитик, он расслабляет мышцы гладкой мускулатуры, облегчая спазмы и этим уменьшая боль. Его прописывают практически всем пациентам 2-3 раза у день, но почему-то именно ношпа в наешм стационаре постоянно заканчивалась и приносили ее хорошо если через раз.
2. папаверин в свечах.
Папаверин - это тоже спазмолитик, и его назначают в уколах внутримышечно, как правило, дважды в сутки, не считая приступов. В нашем городском стационаре с ним проблем не было, но уколы сами по себе болезненные и оставляют серьезные синяки. При желании пациента можно вместо уколов "ставить свечи за здравие", то есть внутримышечное введение заменить ректальным.
3. гепариновая мазь
Хорошо рассасывает синяки как на попе, так и на руках после капельниц, если вам их пропишут.
4. одноразовые пеленки для взрослых
Их имеет смысл брать, только если речь идет об операции и последующем постельном режиме. Если вас кладут просто раздробить камень, они не обязательны. Строго говоря, они вообще не обязательны, просто больничная клеенка даже через двойной слой простыни зверски греет ноги и попу. Мокрая насквозь простыня прилипает к телу, сминается жесткими складками - когда лежишь, не вставая, неделю, это мягко говоря неприятно.
5. компрессионные чулки.
Для операций! Только для операции, для дистанционного дробления камня они не нужны! Компрессионные чулки плотно сжимают сосуды на ногах, предотвращая образования тромбов. Если вас берут на операцию, почти наверняка вас попросят их приобрести. Но на всякий случай лучше уточнить этот момент заранее, потому что любят наши медики огорошить вопросом: "есть ли у вас чулочки?" накануне операции, где-то за полчаса до закрытия аптек. Подразделяются по размерам (для покупки надо будет снять мерки в 4х местах) и степени сжатия. Если нет проблем с варикозом, достаточно 1 степени сжатия. Теоретически, в них же можно потом и лежать до окончания постельного режима, но мне любимый муж приобрел вторую степень, и через несколько часов после операции они настолько зверски начали давить, что я не выдержала и их сняла.
Бюджетный вариант - замотать ноги эластичным бинтом, это сделает санитар. Удаление камня методом дистанционной литотрипсии (ДЛТ), оно же "дробление"Удаление камня методом дистанционной литотрипсии (ДЛТ), оно же "дробление"
Современная медицина предпочитает использовать как можно менее травматичные для пациента методы удаления камней. Если просто растворить камень не удастся (эффективно растворяются питьем препаратов только ураты, в отличии от фосфатов и оксалатов), то скорее всего, вам назначат ДЛТ.
Как это делается:
Процедура проводится натощак. С утра нельзя ни есть, ни пить. Сначала вам сделают рентген. Потом поставят укол спазмалитика и со свежим снимком проводят в специальный кабинет.
Вот так примерно оно выглядит:

Ложишься на кушетку нужным боком над выемкой, в вену тебе ставят капельницу с обезболивающим, предупреждают не шевелиться, "наводят на цель" нижнюю колоночку, после чего врачи уходят за перегородку и начинают фигачить.
В статье, которую читала я, звук сравнивался с ударами молотка. ИМХО, гораздо больше похоже на звук выстрела из пневматического пистолета или "воздушки" в тире, только гораздо громче. Ощущение примерно такое, как если бы тебе из этой воздушки лупили пульками в бочину.
Я не скажу, что это вот прям так больно, чтобы рыдать и звать мамочку. Некоторые счастливцы боли не чувствуют вообще, только дискомфорт. К сожалению, у меня низкий болевой порог. К счастью, ощущения были неравномерными - они то ослабевали, то усиливались, но в некоторые особо проникновенные моменты удержаться от незлого тихого слова и не вздрогнуть лично мне не удавалось. Время от времени мне давали передышку, прекращая воздействие и, судя по звукам перемещения снизу, "перенацеливаясь". Весь процесс длился около получаса (видимо, это зависит от размера камня, поскольку я встречала в сети упоминание о 20 минутном сеансе).
Иногда камень дробится не с первого раза, и процедуру приходится повторять. Лично мне повезло, и мой камень раздробился на на достаточно мелкие фрагменты с первого же раза.
После всего этого основная задача пациента - пить и писать. Пить лучше всего что-нибудь мочегонное, типа брусничного и клюквенного морсов, либо питьевую воду. НЕ газировку и НЕ минералку!
Мочиться дают специальную баночку - чтобы, во первых, отслеживать объем, а во вторых, процеживая через марлечку, смотреть, сколько песочка и обломков камня вышло.
В случае, если все прошло успешно, камень раздробился и нормально выходит, через пару дней вас отпустят домой.
Важно!!! Если после выписки у вас поднялась температура, закружилась голова, затошнило, а в моча приобрела молочно-беловатый оттенок - у вас воспаление. Вызывайте скорую и возвращайтесь обратно в больницу.Установка катетераУстановка катетера.
К сожалению, лично у меня проблемы начались с самого начала - рентгеновский снимок показал маленький камушек у самого мочеточника, который мог в любой момент перекрыть выход из почки всему остальному. Было принято решение установить диагностический катетер.
Катетера установили два. Катетер Фоллея, он выглядит примерно вот так:

(пузырь у кончика надувается воздухом после установки и мешает катетеру выпасть наружу) и катетер в мочеточник (просто очень тонкая пластиковая трубочка). Катетеров в мочеточник можно поставить до четырех штук, по мочеточнику на каждый.
Устанавливает это добро всегда врач, на кресле типа гинекологического. Без обезболивания, чтобы случайно в процессе ничего не повредить. Поэтому боль терпеть не надо, а надо о ней сразу же сообщать.
Садишься в это кресло, предварительно помочившись, медсестра тебе обрабатывает наружную часть органов стерильным раствором, врач командует "вдох-выдох", и вставляет эту трубочку в естественное отверстие организма. Параллельно врач с помощью специальной камеры осматривает мочевой пузырь изнутри.
В процессе покалывало (конец трубочки катетера слегка заостренный), сразу после очень хотелось писать, но минут через двадцать это желание прошло. Вставать с катетером нельзя (да и затруднительно) так что неделю я просто пролежала на спине, временами садясь и медитируя на стекающую по трубочкам и капающую в бутылки жидкость.
На рентген и на ДЛТ меня так с бутылем в руках и возили на каталке.
После ДЛТ катетер убрали - трубочки слишком узкие, чтобы пропустить осколки раздробленного камня.
Но конкремент, сволочь, не пожелал покидать насиженное место даже по частям, образовав так называемую "каменную дорожку" (цепь из множества фрагментов, застрявших в мочеточнике - одно из достаточно распространенных осложнений после ДЛТ). Когда стало ясно, что сами собой наружу они не пойдут, зато обострился пиелонефрит, эти фрагменты пришлось всё-таки удалять при помощи операции.
Эндоскопическое удаление почечного камняЭндоскопическое удаление почечного камня - это щадящая (потому что без разрезов и проколов), но тем не менее, хирургическая операция. Делается под местным наркозом.
Сначала со мной разговаривала анестезиолог. Очень приятная, спокойная женщина, выяснила, нет ли у меня аллергии на препараты либо иных проблем со здоровьем по ее части.
Потом был квест с поспешной покупкой компрессионных чулочков, бритье, утренняя голодовка, натягивание этих чулок (самостоятельно вам это вряд ли удастся - скорее всего, потребуется помощь санитара в резиновых перчатках), традиционный уже рентген, и наконец, операционная.
В операционной меня посадили, долго мазали чем-то обеззараживающим позвоночник, затем сначала кольнули неглубоко в спину, чтобы обезболить кожу. Укола собственно анестизии я даже не почувствовала.
Потом все дружно ждали, пока лекарство подействует. Сначала потеплело в одной ноге, потом в другой. Операционный стол наклоняли, чтобы кровь прилила в нужную сторону. Через каждые несколько минут анестезиолог проверяла чувствительность, покалывая кожу иголочкой.
Наконец, подготовка завершилась, и пришел собственно лечащий врач.
Вынул из меня мягкие катетеры и поставил другой, потолще и металлический. А уже через него запустил специальные инструменты, которыми подцепил обломки камня и вытащил их наружу.

После чего вернул на место катетер Фоллея и 2 тонких катетера в мочеточники (чтобы хорошо промыть почку), с которыми я потом пролежала еще два дня после операции.Сама операция продлилась по ощущениям, минут 10-15 - примерно в пять раз меньше, чем длилась к ней подготовка.
Спустя два дня после операции меня освободили от трубок и еще через пару дней, убедившись, что все в относительном порядке, отпустили домой.
P.S.
Муж смотрит, как я подбираю картинки для иллюстрации, и говорит, что стоило бы дать изображения неудачных операций, раз я пролежала в больнице без малого месяц. А я ему отвечаю, что мой случай как раз удачный - одна из соседок о палате провела в больнице три месяца. Из-за осложнения повредился один из мочеточников, ей едва не удалили почку нафиг, но всё-таки спасли.
А другую соседку отпустили домой через неделю на обезболивающих - шестимиллиметровый камень в почке слишком мелок, чтобы что-либо с ним делать.